ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
(1813-1869) - композитор самобытного,
оригинального таланта, младший современник и
последователь М.И. Глинки. В историю
русской музыки вошел как смелый новатор,
"великий учитель музыкальной правды"
(Мусоргский).
Родился в Тульской губернии в семье
небогатого дворянина. Любовь к искусству -
от матери, разносторонне одаренной
женщины.
В молодые годы выступал в
петербургских салонах как музыкант-любитель
(образование - музыкальное и общее - он
получил дома). Более серьезным музыкальным
занятиям способствовала встреча с Глинкой
в 1835 г.
С детства -
обучение игре на фортепиано, скрипке и
пению.
С 10 лет
сочиняет первые пьесы для фортепиано и
романсы.
К 18 годам -
множество сочинений для фортепиано,
скрипки, 2 квартета, кантаты, романсы.
Некоторые произведения напечатаны.
Дальнейшее
совершенствование связано с общением с М.И.
Глинкой (познакомились в 1835 г.).
1841 г. - опера "Эсмеральда",
написана по роману В. Гюго "Собор
Парижской богоматери".
1844-45 г.- поездка в Европу (Берлин, Брюссель,
Париж, Вена).
1853 г. - большой концерт
его произведений, восторженно принятый
публикой.
1855 г. - окончена опера "Русалка"
по одноименной драме А.С. Пушкина. "Русалка"
- одно из важнейших произведений
Даргомыжского, в котором он создал новый
жанр русской оперы - психологической драмы
из народной жизни.
Май 1856 г. - премьера в Петербурге, где
публика делится на противников и
сторонников.
1859 г. - участие в работе
журнала "Искра" (под ред. Курочкина),
создание драматической песни "Старый
капрал", сатирической песни "Червяк"
на слова Беранже.
С 1861 по 1867 г. - три
симфонические увертюры-фантазии: "Баба-Яга",
"Украинский казачок" и "Фантазия на
Финские темы" ("Чухонская фантазия").
Ноябрь 1864 - май 1865 г. -
Варшава, Лейпциг, Брюссель, Париж.
Концертное исполнение его произведений
вызывает бурный восторг публики.
После возвращения в 1865 г.
возобновлена "Русалка", "Эсмеральда",
опера-балет "Торжество Вакха" (по
одноименному стихотворению А.С. Пушкина).
1867 г. - председатель
петербуржского отделения Русского
музыкального общества (РМО).
1867 г. - начата работа над
оперой "Каменный гость" по произведению
А.С. Пушкина - новое отношение к соединению
музыки и слова. Опера не была полностью
завершена, ее закончил Кюи и оркестровал
Римский-Корсаков.
Скончался 5 января 1869
года.
Сочинения. 4 оперы: "Эсмеральда",
"Русалка", опера-балет "Торжество
Вакха", "Каменый гость". Симфонические пьесы
"Казачок", "Баба-Яга", "Чухонская
фантазия". Около 100 песен и романсов, вокальные
ансамбли, фортепианные пьесы.