Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь
 
 

Чик Кориа

 
 

КОРИА Чик (подл. имя – Кориа Армандо Энтони, Armando Anthony «Chick» Corea; 12 июня 1941, Челси, Массачусетс, – 9 февраля 2021, Тампа-Бэй, Флорида, США) – американ­ский джазовый пианист и композитор. Лауреат 23 премий Грэмми. Родился в семье профессионального музыканта. С 6-летнего возраста начал заниматься на фортепиано, пытаясь играть и джазовую, и академическую музыку. В юности мечатл о карьере академического музыканта и даже поступил в академический музыкальный колледж. Однако, проучившись полгода, бросил его, полностью посвятив себя джазу. В 20-ти летнем возрасте перебрался в Нью-Йорк, и длительное время выступал как джазовый пианист с разными партнерами. Выпустил несколько альбомов, не имевших большого успеха. Подлинный успех пришел лишь после того, как его пригласил в свой новый проект американский джазовый трубач Майлс Девис, задумавший создать новый стиль, соединяющий жесткость и электронику рока с виртуозностью и, одновременно, тонкостью и изяществом джаза. Стиль «джаз-рок», в последствии названный «фьюжн», заявленный альбомами «Bitches Brew» и «In A Silent Way» и стал тем стилем, в котором Чик Кориа смог по-настоящему себя выразить, и который исповедовал до конца жизни. Протекция Майлса Девиса открыла Чику двери в лучшие записывающие фирмы и к лучшим музыкальным продюсерам. Произошло это в 1969-70 годах, а уже в 1971 году возник ансамбль самого Чика Кориа, названный по словам одной из его песен «Return To Forever». В состав ансамбля вошли: бас-гитарист Стенли Кларк, саксофонист Джо Фарелл, ударник Айрто Морейра и его жена, вокалистка Флора Пурим. Этот ансамбль стал одним из заметных явлений в музыкальном мире, повлияв на развитие концептуальной музыки «фьюжн». Через некоторое время Чик Кориа почти полностью поменял состав коллектива. На месте остался лишь Стенли Кларк, пришел гитарист Билл Коннорс (позднее его заменил Эл Ди Меола) и барабанщик Лэнни Уайт. Музыка “Return to Forever” стала более электронной и менее испанской по своему колориту. Альбомы ансамбля «No Mystery» и «Romantic Warrior» завоевывают призы Грэмми (Grammy).

Все творчество Чика Кориа можно условно разделить на два периода: с 1971 по 1979 год – работа с «RTF», превратив­шемся в камерный оркестр (четыре духовых инструмента, струнный квинтет и др.), и с 1981 года – с новым ансамблем, названным «Chick Corea Electrik Band», в состав которого вошли электро-басист Джон Патитуччи, барабанщик Дэйв Вэкл (Dave Weckl), саксофонист Эрик Мариенталь и гитарист Фрэнк Гембэйл. Несколько позднее Чик Кориа начал выступать и записываться трио под названием «Acoustic Band» с Патитуччи и Вэклом. Помимо этого есть масса сольных альбомов и проектов, осуществленных с иными музыкантами в дуэтах, трио и квартетах. Среди них особенно выделяется работа в дуэте с пианистом Херби Ханкоком. Поздние проекты Чика Кориа посвящены пере­аранжировкам его старых композиций (например, известнейшей «Spain») для фортепиано и симфонического оркестра. Гастролировал в СССР, во время этих гастролей играл «Jam Sassion» с Родионом Щедриным, а фирмой «Мелодия» был перепечатан один из его альбомов.

В 2001 году он выступил в России в Московской консер­ватории на фестивале, посвящённом 100-летию Большого зала консерватории. В 2007 и 2018 годах выступал в Концертном зале имени Чайковского, а в 2011 году — в Светлановском зале Международного дома Музыки в Москве. В 2019 выступал в Большом зале Петербургской филармонии.

В 1992 году Чик Кориа создал компанию «Stretch Records», осуществлявшую поддержку наиболее перспективных музыкантов и свежих творческих проектов.

Помимо нескольких десятков записанных альбомов, он издал ряд партитур для различных академических составов.

Материал предоставил Марк Шендеров, г. Красноярск.

 
 

TopList