ХАНДОШКИН Иван Евстафьевич (1747-1804), –
блестящий русский скрипач, альтист и
гитарист, композитор. Происходил из
крепостных, служил в придворном театре.
После музыкального обучения в капелле
графа Нарышкина Хандошкин за выдающиеся
успехи был отправлен в Италию. Вернувшись в
Петербург, 17-летний музыкант становится
организатором и первым преподавателем
скрипичных классов Академии художеств. Много концертировал в России и за границей,
с успехом соперничал с лучшими скрипачами
Европы. Современники признавали Хандошкина
"первым сочинителем и игроком (исполнителем)
русских
песен".
Хандошкин был создателем русской
скрипичной сонаты без сопровождения. Автор
множества вариаций для фортепиано, скрипки
и альта. Создал 50 циклов вариаций на русские
песни, сонаты.
В вариациях на народные темы
Хандошкин свободно трактовал народную
мелодию, обогащал ее, раскрывал образное
содержание. Его вариации – развернутые
концертные пьесы с тонко разработанной
виртуозной фактурой.
* * *
ХАНДОШКИН
Иван,
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь
Хандошкин (Иван) – первый в России
замечательный виртуоз на скрипке и
плодовитый композитор. Сын бедного
портного, Хандошкин, благодаря содействию
мецената Л.А. Нарышкина, ездил в Италию, где
занимался у известного Тартини. Достиг в
игре такого совершенства, что мог
соперничать со знаменитыми в то время
скрипачами Виотти, Местрино и Дицом.
Вернувшись в Россию, Хандошкин был сделан
придворным камерным музыкантом. Написал
более 100 сочинений для скрипки
преимущественно вариаций на русские песни,
приводившие в восторг высшее общество
времен Екатерины II. Кроме того, написал три сонаты. Сочинения
его издавались в XVIII
веке И.Д. Герстенбергом и даже позднее Ф.
Стелловским. Несколько лет состоял на
службе в дирекции императорских театров, от
которой, по ходатайству Г.А. Потемкина,
уволен в 1785 г. и назначен в
Екатеринославскую музыкальную академию,
которая должна была состоять при
Екатеринославском университете,
оставшемся, однако, только в проекте.
Музыкальная же академия существовала
независимо от университета в течение
нескольких лет и содержалась на счет сумм,
отпускавшихся на нее из кабинета Ее
Величества, но после смерти князя Потемкина
(1791) дела академии пошатнулись, самое
существование ее сделалось сомнительным.
Хандошкин был в этой академии
преподавателем и некоторое время даже
начальником, замещая профессора Сарти,
который нередко отлучался, получая от
Потемкина различные командировки по
музыкальным делам.
Ср. "Архив дирекции императорск. театров" (вып. I, СПб., 1892); М. М. Владимиров, "Первое столетие г.
Екатеринослав-ля" (Екатеринослав, 1887); А. фон Доммер, "Руководство к изучении истории музыки" (с приложением очерка истории музыки в России З. Дурова, М., 1884); Вл. Михневич, "Очерк истории музыки в России" (СПб., 1879).