БРИТТЕН, лорд (Эдвард) Бенджамин (Benjamin Britten),
1913 – 1976, англий-ский композитор, дирижер, пианист. Родился 22 ноября 1913 года в Лоустофте (графство Саффолк).
Бенджамин Бриттен – один из крупнейших композиторов ХХ века. С равным успехом работал во всех музыкальных жанрах. Его
стиль тесно связан с национальной традицией, главным образом, с наследием
английских композиторов XVI-XVIII веков. Начал сочинять в возрасте 4 лет, обучался игре на фортепиано с семи лет, на альте – с десяти. К 14-летнему возрасту имел в своем портфеле более ста опусов. Среди учителей Бритенна – Ф.Бридж, Дж.Айрленд и А.Бенджамин; у двух последних он занимался в лондонском Королевском музыкальном колледже (1930–1933).
Характер дарования Бриттена определил преобладание в его творчестве вокальных жанров. Ряд лучших страниц его музыки написаны для голоса с оркестром, например,
«Озарения» (Les Illuminations, 1939); «Серенада» (Serenada, 1943);
«Ноктюрн» (Nocturne, 1958) и для голоса с фортепиано
«Семь сонетов Микеланджело» (Seven Sonnets of Michelangelo, 1940);
«Духовные сонеты Джона Донна» (The Holy Sonnets of John Donne, 1945);
«Зимние слова» по Т.Харди (Winter Words, 1953); «Шесть фрагментов из Гёльдерлина» (Six Hlderlin Fragments,
1958), а также для голоса и гитары «Китайские песни» (Songs from the
Chinese, 1957). Среди многочисленных сочинений жанра кантаты выделяются –
«Дитя нам родилось» (A boy was born, 1933), «Гимн св. Цецилии» (Hymn to St.Cecilia, 1942),
«Венок колядок» (The ceremony of carols, 1942), «Св. Николай» (Saint Nicolas, 1948),
«Кантата милосер-дия» (Cantata misericordium, 1963). В широко известном монументальном
«Военном реквиеме» (War Requiem), где стихи погибшего в Первую мировую войну английского поэта У.Оуэна перемежаются с текстами католической
заупокой-ной мессы, музыка раскрывает тему бессмысленности всех войн.
Оперы Бриттена демонстрируют тонкое проникновение их автора в человеческую психику. Питер Граймс» (Peter Grimes) по поэме Дж.Крабба
'Местечко' (The Borough) был написан по заказу Фонда Сергея Кусевицкого и сразу после премьеры, прошедшей в Лондоне в 1945, принес композитору громкий успех. Две другие большие оперы Бриттена,
«Билли Бадд» (Billy Budd, 1951) по новелле Мелвилла и
«Глориана» (Gloriana, 1953), которая сочинялась специально к коронации Елизаветы II, не приобрели столь же широкой известности. Зато камерные оперы Бриттена, созданные для руководимой им Английской оперной труппы (English Opera Group), свидетельствуют об исключительном мастерстве их автора: это
«Поругание Лукреции» (The Rape of Lucretia, 1946), «Альберт Херринг»
(Albert Herring, 1947), «Давайте создадим оперу!» (Let us Make an Opera, 1949) и
«Поворот винта» (The Turn of the Screw, 1954). Можно также упомянуть
«Ноев ковчег» (Noye's Fludde, 1958) – детскую оперу-мистерию на текст Честерского средневекового миракля и трехактный балет
«Принц пагод» (The Prince of Pagodas, 1957). В 1960 появилась очень удачная опера
«Сон в летнюю ночь» (партитура для оркестра среднего состава). Три оперы-притчи предназначены для церковного исполнения:
«Река Кёрлю» (Curlew River, 1964), «Пещное действо» (The Burning Fiery Furnace, 1966) и
«Блудный сын» (The Prodigal Son, 1968). В 1973 состоялась премьера последней оперы Бриттена –
«Смерть в Венеции» (Death in Venice) по Т.Манну.
Среди оркестровых сочинений Бриттена – «Простая симфония» (Simple Symphony, 1934) для струнного оркестра,
«Симфония-реквием» (Sinfonia da Requiem, 1940), «Весенняя симфония» (Spring Symphony, 1949) для солистов, хора и большого оркестра,
«Симфония для виолончели с оркестром» (1964). Бриттен превосходно владел формой вариаций: в этом жанре написаны два замечательных сочинения – Вариации на тему Фрэнка Бриджа для струнного оркестра (1937) и Путеводитель по оркестру для юношества (The Young Person's Guide to the Orchestra, 1946), Путеводитель состоит из вариаций и фуги на тему Пёрселла. На музыку упомянутых вариационных циклов ставились балеты. В наследии Бриттена имеются концерты для фортепиано (1938) и скрипки (1939) с оркестром; среди камерно-инструментальных жанров – два струнных квартета (1941 и 1945).
Cреди сочинений Бенджамина Бриттена
значительное место занимают произведения
для гитары и голоса с гитарой – это цикл
"Китайских песен", квинтет с гитарой и
др. Важное место в творчестве композитора
занимает выдающееся произведение "Ноктюрн"
("Ноктюрналь"), посвященное
английскому гитаристу Джулиану Бриму. В
этом произведении он обращается к
творчеству выдающегося лютниста и
композитора XVI-XVII веков Джона Дауленда,
используя тему его арии "Come Heavy Sleep" из
первого сборника песен в качестве
отправной точки сюиты. Каждая часть этого
сложного музыкального сочинения
раскрывает особое эмоциональное
состояние: медитацию, волнение, тревогу,
мечтательность, нежность, беспокой-ство.
Бриттен выступал также как дирижер и пианист-ансамблист, исполняя не только свою музыку, но и произведения других композиторов, от Пёрселла и Баха до
Дм. Шостаковича (последний посвятил ему свою 14-ю симфонию).
Дружба с Шостаковичем нашла отражение и в музыкальном языке
Б. Бриттена. Дружеские отношения с М. Ростроповичем и Г. Вишневской вызвали к жизни Симфонию для виолончели и оркестра, Сонату для виолончели и фортепиано и цикл песен на стихи Пушкина.
Гастролировал в Советском Союзе – с оперной труппой, представившей нашей публике его камерные оперы,
а также с певцом Питером Пирсом.
Исключительные заслуги Бриттена перед английской музыкой были отмечены многочисленными наградами. В
1953 году он стал Кавалером ордена кавалеров почета,
а 1976 году ему было пожаловано звание пэра Англии.
В последние годы жизни Бриттен был организатором и душой музыкальных фестивалей, проходивших в небольшом городке Олдборо,
где он и умер 4 декабря 1976 года.
(Основной источник: Энциклопедия Кругосвет
www.krugosvet.ru)