БАРОН Эрнст Готлиб (Ernst Gottlieb [Theophil]
Baron), 17.2.1696, Бреслау, ныне Вроцлав, - 12.4.1760, Берлин, – немецкий лютнист и композитор. Автор произведений для лютни, в том числе нескольких сюит и 2 концертов.
Изучать игру на лютне начал в возрасте 14 лет.
Его первым учителем был, предположительно, богемский лютнист Якоб Когаут (1678-1762), отец лютниста Карла Когаута (1726-1782).
До 1715 года Барон учился в Елизаветинской
гимназии в Бреслау, а затем переехал в Лейпциг, в университете которого в течение четырех лет изучал философию и право. Наличие университета
и "Collegium Musicum" делали тогдашний Лейпциг важным культурным центром. Из Лейпцигского университета вышли многие ставшие затем известными лютнисты. Эрнст Готлиб Барон учился здесь с 1715 по 1719
год, а в 1720-1723/24 годах продолжил образование в Йенском университете у Якоба Адлунга:
здесь он обучался игре на клавесине и совершенствовал
свою общую музыкальную подготовку.
Примерно к 1723-1724 году относится время окончания
им работы над знаменитым трактатом об искусстве игры на лютне
"Историко-теоретическое и практическое
исследо-вание инструмента лютни" (Historisch-Theoretisch und Practische Untersuchung des Instruments der Laute).
Первые попытки опубликовать книгу окончились для Барона неудачно, поскольку она содержала резкую критику негативных отзывов о лютне Иогана Маттезона (1681-1764), немецкого музыкального теоретика
и композитора, автора книги "Совершенный капельмейстер" (1739),
пользовав-шегося в то время огромной популярностью и обладавшего большим влиянием.
В 1727 году восемь экземпляров книги все таки были напечатаны с посвящением саксонскому
герцогу Эрнсту Августу, а в мае 1728 года
Барон стал лютнистом при Саксен-Готском
дворе.
После смерти герцога в 1732 году и последовавшими за этим переменами во дворе Барон был вынужден оставить свое место.
Проведя несколько лет в Эйзенахе и других
городах, где он успешно выступал перед
высокими персонами, Барон в 1737 году воспользовался полученым им от герцога Эйзенахского рекомендательным письмом к кронпринцу
Пруссии (будущему королю Фридриху II) и
получил у того сначало место придворного
исполнителя на теорбе, а затем в
образованном музыкальном ансамбле кронпринца.
С 1742 года и до самой смерти размер жалования
Барона составлял 300 талеров в год - сумму по
тем временам весьма значительную. В
обязанности музыканта при Берлинском дворе
входили как сольные концерты, так и дуэты и
трио со скрипками, виолой и виолончелью. Но
большую часть времени он играл на теорбе в
составе королевского камерного ансамбля и
дворцовой капеллы.
Поскольку Барон не привез в Берлин
собственную теорбу, ему было позволено
съездить в Дрезден и выбрать инструмент по
своему вкусу. В Дрездене Эрнст Готлиб Барон
приобрел теорбу, вероятно, у самого
Сильвиуса Леопольда Вайса. Здесь же он
познакомился со многими из его друзей и
учеников. Среди них были фон Хофер и Иоганн
Кропфганс (1708-1770), а также русский лютнист
Белградский или Пелеграцкий, точное имя его
не сохранилось, также учившийся у Вайса,
находившийся в Дрездене с 1733 года.
О "лютневой жизни" в Берлине 18 столетия
известно немного, из чего можно заключить,
что влияние Барона в Берлине не было столь
же значительным как Вайса в Дрездене и
Лейпциге. Очевидно уже в 1740-х годах Барон
столкнулся с падением интереса к лютне,
особенно как к сольному инструменту. Барон
оставался в Берлине вплоть до своей смерти.
Умер 12 апреля 1760 года.
Среди друзей Эрнста Готлиба Барона был скрипач и виолист Кристиан Фердинанд Абель (1683-1737), близкий друг И.С. Баха.
Основной источник:
Galant guitar