Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь
 
 

Роберту 

Баден-Пауэлл

 
 

Роберту БАДЕН-ПАУЭЛЛ де Акину (Baden Powell de Aquino), знаменитый бразильский гитарист, получивший широкую известность в эпоху боссановы. Родился 6 августа 1937 г. в маленьком городке Варре-э-Саи. Умер в Рио-де-Жанейро 26 сентября 2000 г. на 64-ом году жизни. 

 

Необычное для бразильца имя он получил благодаря деду, который руководил бойскаутским движением в Бразилии и преклонялся перед создателем скаутизма, британцем Робертом Томпсоном Баденом Пауэллом. Отец Роберту - скрипач Лину де Акину - был профессиональным музыкантом. 

 

Роберту Баден-Пауэлл демонстрировал удивительную исполнительскую технику и необыкновенную способность сочетать афро-бразильские элементы с джазом и классикой. Он мог извлекать из своей гитары как мягкие и мелодичные звуки, подобные голосу матери, поющей колыбельную песню, так и самые невероятные звуки ударных инструментов. О нем говорили, что он находится под влиянием джаза, но пропускает его через свою бразильскую душу и поэтому каждое его соло очень бразильское, с отчетливыми бразильскими интонациями.

Баден-Пауэлл один из ярких представителей боссановы (по-португальски bossa nova означает "новая волна") - романтичного стиля, появившегося в 50-е годы. Он принадлежал к тому же поколению бразильских музыкантов, что и главный творец ранней босса-новы, композитор Антониу Карлуш Жобим (1927-1994), и в начале 60-х в Рио много сотрудничал с ним и с автором текстов многих классических песен босса-новы, поэтом Винисьюшем де Мораешем (Vinicius de Moraes).  

 

В 1959 г., тогда Баден-Пауэллу было 22 года, он совместно с Билли Бланко написал Samba Triste (Печальная самба) и в течение более чем двух последующих лет регулярно появлялся как гитарист во многих босса-альбомах. В 1962 г. он начал работать совместно с Винисьюшем де Мораешем, вместе с которым они написали более 50 песен – в стиле босса и афро-самба. Некоторые из них вошли в альбом Os Afro-Sambas, вышедший в 1966 г. Одна из их песен Samba da Bencao (Благословенная самба) звучит в известном фильме Клода Лелюша, вышедшего в 1966 году - Un Hommje et Une Femme (Мужчина и женщина).

 

Как и у других авторов и исполнителей самбы (а с бразильской точки зрения босса-нова - не что иное, как "городская" разновидность самбы), раннее творчество Пауэлла подверглось сильному влиянию афро-бразильских неоязыческих культов северо-восточного штата Байя. Однако в последние годы жизни Баден Пауэлл присоединился к пресвитерианской церкви и по религиозным соображениям перестал исполнять ряд своих ранних "греховных" песен. По сообщениям бразильской прессы, его новая церковь помогла ему избавиться от алкоголизма.

 

В 1970-е и 1980-е годы находясь в Европе Баден-Пауэлл выпустил несколько альбомов и часто выступал сольно или в компании с джазовыми музыкантами.

 

(При написании статьи были  частично использованы материалы, опубликованные компанией Boheme Music - www.boheme.ru)

ДИСКОГРАФИЯ


 
 

TopList