Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь
 
 

Иоганн Себастьян

Бах

 
 


БАХ (Bach) Иоганн Себастьян (1685-1750), – немецкий композитор, органист, клавесинист. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры. Обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму. Непрев-зойденный мастер полифонии. «Хорошо темперированный клавир» (1722-44), Месса си-минор (ок. 1747-49), «Страсти по Иоанну» (1724), «Страсти по Матфею» (1727 или 1729), св. 200 духовных и светских кантат, инструментальные концерты, многочисленные сочинения для органа и др. 

* * *

БАХ (Bach) Иоганн Себастьян [31 (21) марта 1685, Эйзенах – 28 июля 1750, Лейпциг], немецкий композитор.

Род, семья, детские и отроческие годы

Бах принадлежал к разветвленному немецкому роду, подавляющее большинство представителей которого на протяжении трех столетий были профессиональными музыкантами, служившими в разных городах Германии. Начальное  музыкальное образование получил под руководством отца (игра на скрипке и клавесине). После смерти отца (1695, матьИоганн Себастьян Бах умерла ранее) был взят в семью старшего брата Иоганна Крис-тофа, служившего церковным органистом при Санкт-Михаэлис-кирхе в Ордруфе. В 1700-03 гг. учился в школе церковных певчих в Люнебурге. Во время учебы посетил Гамбург, Целле и Любек для знакомства с творчеством знаменитых музыкантов своего времени, новой французской музыкой. К этим же годам отно-сятся и первые композиторские опыты Баха – произведения для органа и клавира.

Годы странствий (1703-08)

После окончания учебы Бах был занят поиском работы, обеспечивающей хлебом насущным и оставляющей время для творчества. С 1703 по 1708 он служит в Веймаре, Арнштадте, Мюльхаузене. В 1707 женится на своей кузине Марии Барбаре Бах. Его творческие интересы были сосредоточены тогда, главным образом, на музыке для органа и клавира. Известнейшее сочинение той поры – «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» (1704).

Веймарский период (1708-17)

Получив в 1708 место придворного музыканта у герцога Веймарского, Бах обосновывается в Веймаре, где проводит 9 лет. Эти годы стали временем интенсивного творчества, в котором основное место принадлежало сочинениям для органа, в их числе многочисленные хоральные прелюдии, органная токката и фуга ре-минор, пассакалья до-минор. Композитор писал музыку дли клавира, духовные кантаты (более 20). Используя традиционные формы, он доводил их до высочайшего совершенства.

В Веймаре у Баха родились сыновья, будущие известные композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.

Служба в Кетене (1717-23)

В 1717 Бах принял приглашение на службу герцога Анхальт-Кетенского Леопольда. Жизнь в Кетене поначалу была счастливейшим временем в жизни композитора: князь, просвещенный для своего времени человек и неплохой музыкант, ценил Баха и не мешал его творчеству, приглашал его в свои поездки. В Кетене были написаны три сонаты и три партиты для скрипки соло, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, шесть Бранденбургских концертов для оркестра. Особый интерес представляет сборник «Хорошо темперированный клавир» – 24 прелюдии и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывающие преимущества темпериро-ванного музыкального строя, вокруг утверждения которого шли горячие споры. Впоследствии Бах создал второй том «Хорошо темперированного клавира», также состоящего из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях.

Но безоблачный период жизни Баха оборвался в 1720: умирает его жена, оставляя четырех малолетних детей.

В 1721 Бах женится второй раз на Анне Магдалене Вилькен. В 1723 состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви св. Фомы в Лейпциге, и вскоре Бах получил должность кантора этой церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви (латынь и пение).

В Лейпциге (1723-50)

Бах становится «музыкальным директором» всех церквей города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением, назначая необходимые к исполнению произведения и выполняя многое другое. Не умея хитрить и манкировать и не будучи в состоянии исполнять все добросовестно, композитор неоднократно попадал в конфликтные ситуации, омрачавшие его жизнь и отвлекавшие от творчества. Художник достиг к тому времени вершин мастерства и создавал великолепные образцы в разных жанрах. В первую очередь, это духовная музыка: кантаты (сохранилось около двухсот), «Магнифи-кат» (1723), мессы (в том числе бессмертная «Высокая месса» си-минор, 1733), «Страсти по Матфею» (1729), десятки светских кантат (среди них – комические «Кофей-ная» и «Крестьянская»), произведения для органа, оркест-ра, клавесина (среди последних необходимо выделить цикл «Ария с 30 вариациями», так называемые «Гольдберг-вариации», 1742). В 1747 году Бах создал цикл пьес «Музыкальные приношения», посвященный прусскому королю Фридриху II. Последней работой стало произведение под названием «Искусство фуги» (1749-50) – 14 фуг и 4 канона на одну тему.

Судьба творческого наследия

В конце 1740-х годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте. Дней за десять до смерти Бах неожиданно прозрел, но затем с ним случился удар, сведший его в могилу.

Торжественные похороны вызвали огромное стечение народа из разных мест. Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет. Однако позже по территории кладбища проложили дорогу, могила затерялась. Лишь в 1894 останки Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось перезахоронение.

Сложной оказалась и судьба его наследия. При жизни Бах пользовался известностью. Однако после смерти композитора имя и музыка его стали предаваться забвению. Подлинный интерес к его творчеству возник лишь в 1820-е годы, начало чему положило исполнение в 1829 году в Берлине «Страстей по Матфею» (организованное Ф. Мендельсоном-Бартольди). В 1850 году было создано «Баховское общество», стремившееся выявить и опублико-вать все рукописи композитора (за полвека было издано 46 томов).

Бах – крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры. Его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли в музыке. Свободно скрещивая черты не только разных жанров, но и национальных школ, Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем. Будучи последним (наряду с Г. Ф. Генделем) великим композитором эпохи барокко, Бах вместе с тем пролагал пути музыке нового времени.

Среди продолжателей исканий Баха – его сыновья. Всего у него было 20 детей: семеро от первой жены – Марии Барбары Бах (1684-1720), и 13 от второй – Анны Магдалены Вилькен (1701-1760), только девять из них пережили отца. Четверо сыновей стали композиторами. Кроме упомянутых выше – Иоганн Кристиан (1735-82), Иоганн Кристоф (1732-95).

Литература:

Швейцер А. И. С. Бах. М., 1964.
Хаммершлаг Я. Если бы Бах вел дневник. Будапешт, 1965.
Морозов С. Бах. М., 1984. // Сер. Жизнь замечательных людей.

 

Air on the G String - (Air from BWV 1068 arr Wilhelmi) - 2 versions

TAB

Anna Magdalena Anh 114 - Minuet in G

TAB
Anna Magdalena Anh 124 - March in G  TAB MIDI

Anna Magdalena Anh 126 - Musette in D

TAB

Anna Magdalena Anh 132 - Minuet in Dm

TAB

Anna Magdalena Anh - Aria

TAB

BWV 34 - My Heart Ever Faithful - Pentecost Cantata

TAB

BWV 147 - Chorale - Jesu, Joy Of Man's Desiring - Cantate No 147 - 3 versions

TAB

BWV 232 - Agnus Dei - Mass in B Minor

TAB

BWV 565 - Toccata & Fugue in Dm - 6 versions

TAB

BWV 578 - Little Fugue in Gm 

TAB MIDI

BWV 645 - Schubler Chorale for Organ No 1 - Sleeper's Awake

TAB

BWV 775 - Two-Part Invention No 4 in Dm 

TAB MIDI

BWV 780 - Two-Part Invention No 9 in Fm 

TAB MIDI

BWV 784 - Two-Part Invention No 13 in Am

TAB

BWV 846 - Prelude No 1 in C - Well Tempered Clavier Book I

TAB

BWV 847 - Fugue No 2 in Cm - Well Tempered Clavier Book I

TAB

BWV 851 - Prelude No 6 in Dm - Well Tempered Clavier Book I

TAB

BWV 988 - Variation 5 - Goldberg Variations

TAB

BWV 995 - Sarabande - Lute Suite No 3 in Gm

TAB

BWV 995 - Gavotte En Rondeau - Lute Suite No 3 in Gm

TAB MIDI

BWV 995 - Gigue - Lute Suite No 3 in Gm

TAB
BWV 995 - Suite pour luth "de Bruxelles" 
  • Ноты
  • Prélude & Presto

[ 1 ]

[ 2 ]

[ 3 ]

[ 4 ]

  • Allemande

[ 1 ]

[ 2 ]

  • Courante

[ 1 ]

  • Sarabande

[ 1 ]

  • Gavotte en Rondeau

[ 1 ]

[ 2 ]

  • Gigue

[ 1 ]

[ 2 ]

BWV 996 - Prelude - Lute Suite No 1 in Em

TAB
  • Ноты

[ 1 ]

BWV 996 - Prelude - Suite for Lute No. 1 in Em  (John Williams) MP3

BWV 996 - Allemande - Suite for Lute No 1 in Em

TAB WMA
BWV 996 - Courante - Suite for Lute No. 1 in Em  (Julian Bream) WMA

BWV 996 - Sarabande - Suite for Lute No 1 in Em

TAB

BWV 996 - Bourree - Suite for Lute No 1 in Em

TAB MIDI

BWV 996 - Gigue - Suite for Lute No 1 in Em

TAB

BWV 997 - Prelude - Lute Suite No 2 in Cm

TAB

BWV 997 - Fugue - Lute Suite No 2 in Cm

TAB

BWV 997 - Sarabande - Lute Suite No 2 in Cm - 2 versions

TAB
BWV 998 - Prelude - Lute Suite in Eb TAB
BWV 998 - Fugue - Lute Suite in Eb TAB
BWV 998 - Allegro - Lute Suite in Eb TAB
BWV 999 - Prelude in Dm - (orig) Prelude in Cm for Lute  TAB MIDI
  • Ноты

[ 1 ]

[ 2 ]

BWV 1001 - Adagio - Violin Sonata No 1 in Gm TAB
BWV 1001 - Fugue - Violin Sonata No 1 in Gm  TAB MIDI
BWV 1001 - Presto - Violin Sonata No 1 in Gm - 2 versions TAB
BWV 1002 - Sarabande - Violin Partita No 1 in Bm TAB MIDI
  • Ноты

[ 1 ]

BWV 1002 - Sarabande (Double) - Violin Partita No 1 in Bm TAB
BWV 1002 - Bouree - Violin Partita No 1 in Bm TAB
BWV 1002 - Bouree (Double) - Violin Partita No 1 in Bm TAB
BWV 1003 - Allegro - Violin Sonata No 2 in Am TAB
BWV 1003 - Grave - Sonata in A minor  (Manuel Barrueco) MP3
BWV 1004 - Allemande - Partita No.2 for violin  (Pepe Romero) MP3
BWV 1004 - Gigue - Violin Partita No 2 in Dm TAB
BWV 1004 - Chaconne - Violin Partita No 2 in Dm TAB
BWV 1005 - Allegro assai - Violin Sonata No 3 in C  TAB MIDI
BWV 1006a - Gavotte En Rondeau - Lute Suite No 4 in E - 2 versions TAB MIDI
BWV 1006a - Minuet I - Lute Suite No 4 in E TAB
BWV 1006a - Minuet II - Lute Suite No 4 in E TAB MIDI
BWV 1006a - Prelude - Lute Suite No 4 in E TAB
BWV 1007 - Prelude - Cello Suite No 1 in G TAB
  • Ноты

[ 1 ]

[ 2 ]

MIDI
BWV 1007 - Allemande - Cello Suite No 1 in G TAB
BWV 1007 - Courante - Cello Suite No 1 in G TAB
BWV 1007 - Sarabande - Cello Suite No 1 in G TAB
BWV 1007 - Minuets I & II - Cello Suite No 1 in G TAB
BWV 1007 - Gigue - Cello Suite No 1 in G TAB
BWV 1009 - Prelude - Cello Suite No 3 in C TAB
BWV 1009 - Allemande - Cello Suite No 3 in C TAB
BWV 1009 - Courante - Cello Suite No 3 in C TAB
BWV 1009 - Sarabande - Cello Suite No 3 in C TAB
BWV 1009 - Bourees I & II - Cello Suite No 3 in C TAB
BWV 1009 - Gigue - Cello Suite No 3 in C TAB
BWV 1012 - Gavottes I & II - Cello Suite No 6 in D  TAB MIDI
BWV 1042 - Allegro - Violin Concerto in E - duet TAB
BWV 1047 - Allegro - Brandenburg Concerto No 2 - theme  TAB MIDI

BWV 1067 - Ouverture - Orchestral Suite No. 2 (The Brazilian Guitar  Quartet)

MP3
BWV 1068 - Air - Orchestral Suite No 3 in D  TAB MIDI
BWV 1079 - Crab Cannon - Musical Offering - duet TAB

См. также: [ О ЛЮТНЕВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.С.БАХА ] 


 

Источник: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000

 

TopList