АСАФЬЕВ Борис Владимирович (псевдоним
– Игорь Глебов) (1884-1949), ученый, композитор,
педагог, музыкальный критик, первый
советский музыкальный деятель,
удостоенный звания академика (1943), народный артист СССР
(1946), профессор Ленинградской консерватории (с 1925).
Государст-венная премия СССР (1943, 1948). Один из основоположников
отечест-венной музыкальной науки ("Музы-кальная форма как процесс", кн. 1-2, 2 издана 1971, и др.).
Автор
монументальных исследований и
критических статей по истории, теории
музыки и музыкальной эстетике. Как
композитор внес большой вклад в советскую
балетную музыку (балеты "Пламя Парижа" (1932), "Бахчисарайский фонтан" (1934) и др.). Признан одним из самых
выдающихся русских музыкантов первой
половины 20 столетия. В 1926 г. во время турне
по СССР Андрес Сеговия обратил внимание Б.
Асафьева на гитару. Однако сначала война, а
затем смерть Асафьева в 1949 г., помешали
тому, чтобы музыка композитора дошла до
Сеговии и ей долгие годы суждено было
пролежать в архиве. Только через 55 лет
после своего рождения гитарная музыка
Асафьева была представлена публике. Это
музыка для соло-гитары: 12 прелюдий, 2 этюда,
шесть романсов, тема с вариациями и финал
по мотивам произведений Чайковского и др.
* * *
Журнал "ГИТАРИСТЪ" • № 1 • 2006 год
И.В. РЕХИН
Вариации на тему "Гитара в России"
Субъективные заметки о путях развития гитары с точки зрения композитора
Академик Асафьев и гитаристы
В истории гитары в России заслуга Бориса Владимировича Асафьева (1884-1949)
состоит в том, что он одним из первых осознал и оценил возможности
шестиструнной гитары как композитор-профессионал! Он понимал, что в России,
как и в Европе, интерес к гитаре усиливается. Вполне возможно, Асафьев по
своим каналам знал о музыкальной жизни Запада и Америки лучше, чем рядовые
композиторы и музыковеды в те годы. Интересно, что наши исследователи, в
разные годы занимавшиеся творческим наследием Б. Асафьева, "не заметили" его
гитарной музыки. Ученица Асафьева – проф. Е. Орлова в своей книге "Б.В.
Асафьев" (Л. 1963, стр. 257) цитирует лишь некоторые его мысли о гитаре,
взятые из неопубликованного автобиогра-фического цикла "Былое и думы". В
"Музыкальной энциклопедии" (Советская Энциклопедия, М. 1973, т.1, стр.
235-236) я не нашел даже упоминания о его гитарных сочинениях. Несколько
слов о гитаре и гитарной музыке композитора можно прочитать у Б. Вольмана
(1895-1971) в книге "Гитара и гитаристы" (Сов. композитор, Л, 1968, стр. 21,
170). В архивах Машкевича (см. "Классическая гитара в России и СССР",
Екатеринбург, "Гермес", 1992, стр. 137) об Асафьеве дана лишь
справка-объективка: "Крупный совет-ский композитор, учёный, лауреат
Сталинской премии, Народный артист СССР, академик". И дальше сухое
перечисление сочинений для гитары. В чём дело? Можно предположить, что
Машкевич враждебно относился к Асафьеву в связи с его статьёй о Сеговии,
напечатанной в 30-е годы, где он резко критикует исполнительский уровень
гитаристов тех лет, их низкую профессиональную культуру. Можно допустить,
что Машкевич написал Асафьеву письмо по этому поводу, что было в его
традициях, но тот не ответил. Возможно, что Машкевич испытывал "комплекс
неполноценности" перед музыкальным метром тех лет. Косвенным подтверждением
такого предположения может служить письмо Машкевича к другому мэтру –
профессору Киевской консерватории Марку Гелису, написанное в 1958 году, где
он пишет: "Профессор! Автор этого письма – скромный любитель музыки и
гитары, занимающийся исследованиями в области гитары и техники инструмента,
В.П. Машкевич". В своём послании он решил объясниться и высказать профессору
свои накопившиеся обиды. Он обвиняет Гелиса в "зазнайстве, холодной войне
мышей и лягушек (шестиструнников и семиструнников) и ультрамате-риализме".
Гелис не ответил на это письмо, как не ответил и на предыдущее. Возможно,
аналогичная "патовая" ситуация была у Машкевича и с Асафьевым? Сегодня мы
этого уже, возможно, не узнаем. Изданная в 2003 году в Екатеринбурге
небольшая брошюра Виктора Попова "Асафьев и гитара", в основе которой
использованы архивные материалы, даю-щиеся вперемежку с комментариями автора,
и его интервью с уральским гитаристом Дмитрием Миловановым, даёт нам
некоторое представление об истории возникновения его гитарных произведений и
мыслей Асафьева о гитаре и гитарной музыке. Екатеренбуржец Виктор Попов –
"баянист, любящий гитару" (как он написал в своей автобиографии, см.
"Классическая гитара в России и СССР", стр. 1450) – в этом исследовании
пытается восполнить некоторые "белые пятна" в биографии одного из
влиятельнейших деятелей советского периода в области музыкальной культуры,
дважды лауреата Сталинской премии, академика, плодови-того музыковеда и
композитора (автора 28 балетов, 11 опер, 4-х симфоний). Кроме того, это
первая известная мне попытка заинтересовать его гитарной музыкой молодое
поколение.
Большая часть жизни и активной творческой деятельности Асафьева была связана
с Петербургом и совсем немного с Москвой, куда он переехал за несколько лет
до своей смерти. В 1908 году он окончил историко-филологический факультет
Петербургского университета, в 1910 г. – Петербургскую консерваторию по
классу композиции А.К. Лядова. С 1910 года работал концертмейстером в балете
Мариинского театра. В этот период Асафьев сам активно начинает писать
балеты, с 1914 года публикует свои статьи в журнале "Музыка", поддерживает
современных композито-ров – Прокофьева, Стравинского и других. Он постоянно
находится в центре музыкальной жизни, выступает с критическими статьями и
очерками, сотрудничает с газетами и журналами тех лет, пишет книги и музыку
к театральным спектаклям, много времени отводит музыковедческой
исследовательской работе. По советским временам он сделал себе великолепную
карьеру. В 1919-1930 гг. руководит в Институте истории искусств Отделом
(Разрядом) истории музыки, с 1925 – профессор Ленинград-ской консерватории. В
20-е годы становится известным музыковедом, в 30-е – влиятельным идеологом
социалисти-ческого реализма в искусстве. В 1929 году Асафьев издал прекрасную
"Книгу о Стравинском", но позже в связи с изменением культурной политики
партии от этой своей работы отрёкся! Начиная с 1932 года, Асафьев активно
сотрудничает с создаваемыми союзами композиторов, стремится "проводить линию
партии" в музыке. (О том времени ещё предстоит написать нашим историкам
культуры!) В годы войны он жил и работал в блокадном Ленинграде. В 1943 году
переехал в Москву, где возглавил научно-исследовательский кабинет при
Московской консер-ватории и одновременно руководил сектором музыки в
Институте истории искусств Академии Наук СССР. В 1948 году Асафьев стал
председателем Оргкомитета Первого Всесоюзного съезда композиторов,
утверждённого поста-новлением Совета Министров СССР от 30 марта 1948 года.
Генеральным секретарём Союза композиторов тогда был назначен Т. Хренников.
Но уже в январе 1949 года Асафьева не стало.
Было ли обращение Асафьева к гитаре случайным? Думаю, что нет. В городе было
много гитаристов-любителей, существовали оркестры и ансамбли. И этому в
немалой степени способствовала активная деятельность одного из известнейших
гитаристов и педагогов Ленинграда Петра Исакова (1885-1958) и его ученика
Василия Яшнева (1879-1962), сумевших наладить обучение гитаристов и
концерт-ную работу. Приезд Сеговии в Ленинград не мог также пройти мимо
внимания Асафьева. Под псевдонимом Игорь Глебов он пишет статью "Концерт
Андре Сеговия", напечатанную в "Красной газете" 19 марта 1926 года: "Его
исполнение никак нельзя упрекнуть в дешевом щегольстве и виртуозничестве
дурного тона… безупречность вкуса, утонченное, не показное мастерство и,
конечно, сказочное богатство динамических и колористических оттенков – вот
что особенно и главным образом привлекает в феерической игре Сеговия, в игре
столь необычной у нас, где искусство это так опошлилось". Выражая своё
восхищение игрой артиста, он, как видим, со знанием дела пишет о "гитарной
ситуации" тех лет, косвенно подтверждая и свой интерес к гитаре, в том
числе, семиструнной. Б. Вольман в книге "Гитара и гитаристы" цитирует
фрагмент из рукописи Асафьева "Мысли и думы" (стр.21): "Любил я и русскую
"семиструнку", но скорее по знаменитым поэтическим и литературным "сказам",
где над гитарой господствовало "вдохновенное нутро" вместо артистизма и
презрение к профессионально-дисциплинированной игре". А вот один из таких
примеров его размышлений о гитаре, который я цитирую по работе об Асафьеве
В. Попова (стр.23): "Тембр гитары слышу ясно. Стараюсь вести свой слух в
двух направлениях: к романско-импрессионистской стилистике (от лютневых
импрессий) и к русской высокой классике вариаций и пьес различной жанровости
первой половины ХIХ века вплоть до лирики "разночинного" романса. Ставлю
перед собою интонационную задачу: вызвать в сознании музыку, которая должна
принадлежать только и обязательно гитаре, её квартовой интонационной природе
(но с полуто-ново заполняемой тетрахордностью) и её тембровости. Сознание
светлеет: слышу путь назад – к арабско-среди-земноморской интонационной
культуре и в глубь Востока ко всем лютне- и домроподобным разновидностям и к
греко-средиземноморскому лирно-кифарному инструментализму; начинаю понимать
интонационный смысл звукорядов античных теоретиков, слышу и намеченные мною
пути вперёд через постижение логические интонационно-последовательные
эволюции звукоряда". Асафьевские "Мысли и думы", фрагмент которых цитирует
В. Попов (стр. 24), звучат для меня как набор очень красивых музыковед-ческих
пассажей или стихи И. Северянина и В. Хлебникова. Но, может быть, я
ошибаюсь…
Знакомство с шестиструнной гитарой у Асафьева стало возможным благодаря
контактам с ленинградским гитарис-том В.И. Яшневым, жившим вместе с ним в
одном из соседних домов на даче в Луге. Позже он встречался в Москве и с
семиструнником Ивановым, когда рецензировал его книгу и смотрел сочинения
для гитары. Как утверждают исследователи, Асафьев буквально за 4 дня (10-14
сентября 1939 года) на даче в Луге сочинил 12 прелюдий для гитары и Концерт
для шестиструнной гитары, кларнета, литавр и струнного квинтета! При
создании партии гитары он пользовался консультациями В. Яшнева. Гитарный
концерт был сочинён, как мне кажется, в атмосфере спешки. Почему вторая
часть написана для гитары соло, хотя первая хорошо разработана в плане
музыкального развития и законченности формы? Вопрос остается без ответа. К
сожалению, финал Концерта оказался слишком коротким, что в значительной мере
снизило художественную ценность этого произведения. С трудом верится, что за
4 дня могло быть написано столько музыки! Даже если представить, что
рукопись Концерта: клавир – 28 страниц, а партитура – 48 страниц, то только
переписка сочинённого материала займёт минимум 3 дня, если не больше. Но
ведь концерт ещё нужно было сочинить! А ещё 12 прелюдий? Может быть, у него
были помощники-переписчики? Думаю, что, скорее всего, у Асафьева были
предварительные заготовки, черновики, наброски, сделанные раньше для других
сочинений. Цикл "Шесть романсов-песен в старин-ном стиле" для гитары соло был
Асафьевым сочинён в период между 27-28 ноября 1940 года.
Премьера Гитарного концерта состоялась за несколько недель до войны, 22 мая
1941 года. Оркестром Ленинград-ского радио дирижировал Николой Рабинович. Не
знаю, был ли Асафьев, как автор, удовлетворён исполнением и солистом. Но
имени солиста он не запомнил! И это довольно странно. Возможно, что он
просто не мог найти достойных гитаристов-исполнителей. (Как указывает Попов,
партию гитары исполнил Вениамин Кузнецов, ученик Яшнева). Асафьев признаётся
в своих воспоминаниях "… увы, ни критика, ни композиторы, не обратили
внимания ни на Сюиту (где помимо балалаек, домр, баянов, исполь-зуется и
гитара – прим. авт.), ни на Гитарный концерт. Традиция замалчивания моих
работ прочно укрепилась". Это, конечно, явное преувеличение или чувство
неудовлетворённости. Однако правда, на мой взгляд, заключалась и в том, что
как для композиторского клана, так и для большинства гитаристов, сочинения
Асафьева по разным причинам для одних были неинтересны, для других –
малопонятны. Но и времена для искусства в предвоенные и военные годы
наступили суровые. Кроме того, Гитарный концерт и с идеологической точки
зрения не представлял большого значения, как, например, Седьмая
"Ленинград-ская" симфония Шостаковича. Судя по всему, Асафьев и после
окончания войны не интересовался судьбой своей гитарной музыки. Возможно,
как автор он не был удовлетво-рён этим сочинением. 5 августа 1948 года, за
несколько месяцев до смерти академика, В. Яшнев писал Асафьеву из Пскова в
Москву с просьбами прислать ему партитуру Гитарного концерта для исполнения.
Но, по-видимому, ответа от уже больного композитора он не получил.
Гитарная музыка Асафьева, оставшаяся в рукописях, долго пылилась в архивах.
18 лет спустя, уже после смерти композитора, ленинградский гитарист Лев
Андронов (1926-1980) неоднократно играл Гитарный концерт с фортепьяно. В
качестве аккомпаниатора был и Борис Вольман, автор книги "Гитара и
гитаристы". Позже Андронов записал Концерт Асафьева на пластинку.
Симфоническим оркестром дирижировал Виктор Федотов. (Уже в 80-годы он делал
с эстрадно-симфоническим оркестром ленинградского радио фонограмму для моего
балета "Третий семестр". Так моя судьба переплелась с Асафьевским концертом
для гитары)