АНИДО Мария Луиза (Maria Luisa Anido,
26 января 1907 года – 4 июня 1996 года), замечательная аргентинская гитаристка, композитор и педагог. Родилась в городе Морон недалеко от Буэнос-Айреса, Аргентина.
Ученица Доминго Прата и Мигеля Льобета. Во
всем мире ее называли 'гитарной леди' (The Lady of the
Guitar), а для друзей она была просто 'Мимита'. Музыкальный талант Анидо проявился очень рано, о ней говорили как о чудо-ребенке: уже в 10 лет Мария Анидо исполняла Этюд № 22 А major
Наполеона Коста. В 1925 году стала выступать
в дуэте с М. Льобетом, с успехом гастролировавшим в Латинской Америке. В 1952 году состоялся ее сольный концерт в Лондоне в
знаменитом концертном зале Уигмор-Холл; затем последовали гастрольные поездки по странам Европы. В
60-х - 70-х годах жила в Италии и Испании (Барселона).
Эмилио Пухоль, Доминго Прат, Хуан Карлос Анидо (отец Марии Луизы), Мария Луиза Анидо и Мигель Льобет
в доме семьи Анидо (1919 год)
Мария Луиза Анидо автор оригинальных сочинений, обрабо-ток народных мелодий
("Танец индейцев Северной Аргентины", "Аргентинская мелодия", "Песня из Юкатана" и др.) и многочисленных переложений для гитары.
На протяжении долгих лет она совмещала артистические выступления с преподаванием, являясь профессором по классу гитары Национальной консерватории музыки в
Буэнос-Айресе. Вся эта многогранная деятельность Марии Луизы Анидо
способствовала развитию гитарного исполни-тельства, пропаганде популярного инструмента в разных концах Америки и Европы.
В 1956 году
М. Л. Анидо впервые посетила СССР, где ее концерты прошли с огромным успехом. Гитаристка несколько раз посещала нашу страну (последний приезд
– в 1980), выступала в крупнейших городах страны, всюду вызывая восхищение своим искусством.
А.М. Иванов-Крамской:
"В искусстве Анидо привлекает сочетание
безукоризненного технического мастерства
и тонкого чувства различных музыкальных
стилей. Это следует подчеркнуть потому, что
репертуар артистки не только численно
велик, но и включает произведения от
старинных авторов до современных
композиторов..."
Репертуар Анидо
был, действительно, очень широк. Гитаристка тонко
ощущала характерные особенности стиля эпохи, индивидуальные черты в творчестве того или иного автора. Свежо и органично
звучали под ее руками сочинения классиков
– Рамо, Скарлатти, Моцарта, Баха. Вместе с тем Анидо
являлась отличным интерпретатором музыки современных латиноамериканских композиторов. Колоритно и сочно, с эмоциональной яркостью
исполняла она пьесы Э. Вила Лобоса, К. Гуаставино, X. Агирре, Ф. Эсперона.
Значительное место в ее репертуаре
занимали сочинения испанских композиторов, внесших весомый вклад в гитарную литературу. Она
играла произведения Альбениса, Гранадоса, Торробы, но, пожалуй, особенное внимание артистки
привлекал Франсиско Таррега. Этот композитор и сам был великолепным гитаристом. Среди его воспитанников
– и учитель Анидо М. Льобет. Продолжая традиции Сора, Таррега обогатил гитарный репертуар многими оригинальными композициями и транскрипциями. Анидо по праву завоевала славу одной из лучших исполнительниц его музыки. Пьесы Тарреги отличаются обилием виртуозных элементов, сложной ритмикой; все они в той или иной степени связаны со специфическими особенностями испанского музыкального фольклора
– «Грезы», «Воспоминания об Альгамбре», «Вариации на тему хоты». Именно в связи с трактовкой музыки Тарреги А. Иванов-Крамской отмечал: «В ее руках гитара, казалось бы, столь тонкий камерный инструмент, порой звучала подобно оркестру: слышались тембры трубы, валторны, тамбурина...»
В программы своих концертов Анидо нередко
включала и собственные сочинения и переложения для гитары.