АЛЬМИРОН Лалита (Lalyta Delfina Almiron), 1914-1997,
– аргентинская гитаристка. Первой из
классических гитарис-тов Аргентины начала выступать в Европе в 20 веке.
Музыкальную одаренность проявила очень рано, играть на гитаре начала в шесть с половиной лет, а уже в семь
великолепно исполняла пьесы Агуадо, Сора, Тарреги и других композиторов
на концерте в отеле "Савой" в Росарио (провинция Санта Фе,
Аргентина). Преподаватель гитары Баутиста С.
Альмирон, отец и учитель Лалиты позднее так вспоминал об этом событии:
"Когда Лалите было 6 лет и 7 месяцев, я начал по ее просьбе учить ее музыке,
а через четыре дня дал ей в руки гитару, с которой она стала обращаться
удивительно ловко. Через 5 месяцев Лалита дала свой первый концерт в отеле
Савой в Росарио–де Санта Фе из произведений Агуадо, Сора, Тарреги и т.д. Она
всех поразила! Гитара была больше ее, и когда публика аплодировала ей, она
тоже хлопала в ладоши. Это было 23 сентября 1921 года, Лалите было 7 лет без
одного дня."
В 1923 году, в возрасте 9 лет, Лалита Альмирон на протя-жении пяти месяцев училась у Агустина Барриоса: Vals Op. 8, No. 4 Барриоса она начала разучивать еще до того, как он был полностью закончен. В следующем, 1924 году, Лалита Альмирон дала несколько концертов в
известном салоне "La Argentina", где традиционно
выступали лучшие аргентинские и
зарубежные гитарные исполнители, с программой в которую входили такие виртуозные пьесы как Op. 9
Фернандо Сора, вариации на тему "Магической флейты" Моцарта, Cadiz и Asturias Исаака Альбениса. В 1931 году
в Испании, в возрасте 16 лет, Альмирон выступала на Барселонском радио, дала
серию сольных концертов в лучших залах Барселоны и Мадрида, сделала несколько граммофонных записей. В 1943 году
ею была представлена концертная программа, в которую
вошли 8 пьес Агустина Барриоса. В
репертуаре гитаристки были также Аранхуэсский концерт Хоакино Родриго
(исполнила в 1950 году) и два концерта Вивальди для гитары с оркестром
(впервые прозвучали в ее исполнении в 1958 году).
Исполнительская карьера Лалиты Альмирон (1920-1985) была почти столь же продолжительной, как и у Андреса Сеговии. Умерла в 1997 году.
Доминго Прат в своем "Словаре гитаристов" следующим образом характеризует эту
исполнительницу: "Под руковод-ством и заботами отца, который берег ее как
самое большое сокровище, Лалита быстро освоила удивительную технику владения
гитарой, которая начала давать плоды на многочисленных еще детских концертах
в Монтевидео, Росарио, Тукумане, Кордове и т.д., на них она добилась та-ких
лавров и такого триумфа, как старый виртуоз. Это очень редкий случай такого
раннего развития, являющийся приме-ром необыкновенной любви к занятиям,
призвания к искус-ству, настойчивости. Одно из больших достижений Лалиты
Альмирон – это спокойствие и прекрасное владение собой на публике, качество,
как мы отметили в других биографиях, совершенно необходимо для гибкости,
ведущей к присущей искусству тонкости и абстрактности; это качество
объясни-мо в нашей концертной исполнительнице, которая как никто другой,
родилась для публики. В 1926 году автор... имел возможность слушать
исполнение Лалиты и сейчас хочет повторить сказанные им тогда по этому
поводу слова: "Лалита Альмирон – художник. Эти несколько слов заклю-чают в
себе все. Она обладает музыкальным чувством и редким владением инструментом.
Если бы вы не слушали ее, вы бы сомневались в этом, т.к. ей 12 лет, но когда
вы слушаете ее и видите, как она исполняет, у вас возникает ощущение, что
она и ее гитара – волшебная игрушка. Лалита Альмирон добьется известности во
славу Аргентины и воз-величит гитару". Через пять лет мои предсказания
полно-стью подтвердились. Эта гитаристка стала первым арген-тинским
виртуозом–гитаристом, пересекшим Атлантический океан и по прибытии на родину
Эспинеля, Сора, Агуадо и др., с триумфом продемонстрировала свое
искусство... Чрезвычайно широк охват произведений, исполняемых Ла-литой
Альмирон, все они изысканного вкуса: произведения ее репертуара включают
множество самых прекрасных страниц, начиная от произведений И.C. Баха для
лютни до произведений выдающихся современных композиторов".