Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь

Генрих Альберт

 

АЛЬБЕРТ Генрих (Heinrich Albert, 16.07.1870, Вюрцбург – 12.03.1950, Гаутинг), – немецкий гитарист, композитор и педагог. В 1882-1888 гг. учился в местной консерватории (скрипка, фортепьяно и валторна); затем с 1888 по 1892 год выступал в качестве оркестрового музыканта, в том числе в Швеции, России и в Швейцарии. Учиться игре на гитаре начал в 1894 году под влиянием итальянского гитариста Сильвио Негри и вскоре мастерски овладел инструментом. С 1895 года жил в Мюнхене, где был музыкантом камерного оркестра, а в 1900-ом стал гитаристом королевского театра, в 1909 году получил титул придворного гитариста королевы  (в 1806-1918 гг. Бавария была королевством). Был самым известным концертным гитаристом Баварии того времени. Из Мюнхена предпринимал многочисленные турне и давал сольные гитарные концерты, а также выступал вместе со своей дочерью-певицей Бетти. Генрих Aльберт являлся од-ним из основателей* и лидером знаменитого квартета, состоявшего из 4-х гитар с различными тембрами (2 терц-гитары, 1 примгитара и 1 квинтбасгитара), и был единствен-ным профессиональным музыкантом этого коллектива. Наибольшей заслугой Альберта стал возросший интерес к гитаре в Германии благодаря его оживленной концертной деятельности, а также педагогическому и композиционному творчеству. Он разработал собственную систему упражне-ний для игры на гитаре на различных этапах обучения.

Среди ранних работ Генриха Альберта: пьесы для гитары, для скрипки и фортепиано (1895),  для квартета мандолин (1897),  "Современная школа лютни" (Лейпциг, 1911; выдер-жала 3 издания). К числу его наиболее значительных трудов относятся: "Современный учебный курс художественной игры на гитаре в 4 частях"; "Музыка для гитары и лютни" (11 выпусков); "Этюды для гитары соло" (3 выпуска); "Гитара в домашней и камерной музыке 100 лет назад" (около 30 выпусков); "Сочинения для 2, 3 и 4 гитар" (4 выпуска); "Новая школа игры на мандолине" (Neue Mandolinen Schule).

Мюнхенский гитарный квартет, ок. 1912-1914.
Генрих Альберт, Фриц Бюк, Герман Ренш, Карл Керн.
(Der Guitarrefreund, №1, январь-февраль, 1914)


      [ * ] По вопросу о том, кто в действительности основал Мюнхенский гитарный квартет, существуют противоречивые версии, но, в любом случае, вероятных претендентов всего два – это либо Генрих Альберт, либо Фриц Бюк (имя последнего, родившегося  в 1864 году в немецкой семье в Санкт-Петребурге, в русскоязычной литературе встречается в нескольких вариантах – Бук, Буэк или Буек). По одной из версий (она принадлежи Алану Моррису) квартет был создан Фрицем Бюком и в его первоначальный состав помимо него входили еще Ганс Риттер, Герман Ренш и Карл Керн, а Генрих Альберт стал его членом позже, в 1909 году, заменив в составе Ганса Риттера. По другой же версии (Андрес Стивенс) – квартет создал в 1909 году именно Генрих Альберт, а Риттер в нем вообще никогда не играл. Стивенс предполагает, что источником невер-ного мнения стала подмена событий, а именно: в 1925 году Ганс Риттер организовал Мюнхенское камерное трио (Münchner Kammertrio), пользо-вавшееся достаточно большой популярностью и даже имевшее соб-ственные записи, в которое после ухода в 1928 году Ганса Риттера и пришел Г. Альберт, действительно, заменив его в составе ЭТОГО, а не Мюнхенского гитарного квартета, ансамбле. По нашему мнению, вторая точка зрения более соответствует действительности, что косвенно подтверждается и словами автора статьи, посвященной Мюнхенскому гитарному квартету, опубликованной в первом номере журнала "Der Guitarrefreund" за 1914 год, где говорится буквально следующее: "Die Münchener Herren H. Albert, F. Buek, C. Kern und Dr. H. Rensch, gegenseiting ermuntert durch die Initiative des Kunstmalers Buek und die Bereitwilligkeit des Kammervirtuosen und Komponisten Albert zur Übernahme der musikalischen Führung, verwirklichten diese Absicht durch Grundung des ersten Gitarre-Quartetts". Из этих слов можно заключить, что квартет был создан по взаимному согласию всех его участников (имя Риттера, заметим, среди них не упоминается), поддержавших "инициа-тиву" Фрица Бюка, а готовность профессионального музыканта Генриха Альберта возглавить создаваемый коллектив и принять на себя музыкальное руководство им, позволили реализовать эту инициативу на практике.


Литература:
Jozef Zuth. Handbuch der Laute und Gitarre.
Lusch Riegler. Das Münchner Gitarre-Quartett  //
Der Guitarrefreund, №1, 1914
Gregg Miner. Heinrich Albert and the World's First Harp Guitar Quartet.
Allan Morris. Heinrich Albert and the First Guitar Quartet.
Andreas Stevens. [Heinrich Albert]
 


TopList